Химическое укрепление грунтов
Компания АзъПроектСтрой выполняет работы по химическому укреплению (консолидации) грунтов основания, устройству слоев дорожных одежд и покрытий с использованием полимерной добавки Nicoflok. Сотрудники компании проводят соответствующие испытания дорожных одежд, разрабатывая и внедряя новые технологии их укрепления. Химическое укрепление грунтов широко применяется в дорожном строительстве в Петербурге и других регионах РФ.
- Полимерная добавка Nicoflok
- Технология укрепления грунтов
- Содержание и объёмы выполненных исследований
- Грунтовые условия предоставленных участков автодорог
- Результаты лабораторных испытаний
- Сводная ведомость полученных результатов
- Объединение участков автомобильных дорог по геоморфологическим условиям. Статистическая обработка результатов
- Технологический регламент на устройство земляного полотна с применением полимерной добавки Nicoflok
- Заключение
Полимерная добавка Nicoflok
Отечественная полимерно-минеральная композиция Nicoflok не является стабилизатором грунтов. Nicoflok - это полимерная добавка, работающая совместно с цементом. Полимерно-минеральная композиция на основе редиспергируемых полимерных порошков и минеральных наполнителей широко применяется в дорожном строительстве при устройстве оснований и покрытий дорожных одежд из грунтов, укрепленных цементом.
Внедрению Nicoflok предшествовали независимые испытания, проведенные ОАО «Иркутскгипродорнии», Санкт-Петербургским «Союздорнии», Омским «Союздорнии», ЦУП «НАВИГАТОР», АО «КаздорНИИ». Nicoflok применяется для всех типов грунтов, пригодных к укреплению цементом. При этом отсутствуют какие-либо ограничения по кислотности грунтов, наличию сульфатов, хлоридов, гипса. Норма расхода Nicoflok составляет 0,5-1% от массы грунта, при норме расхода портландцемента марки М400 0,5-10% от массы грунта.
Технические данные полимерно-минеральной композиции Nicoflok
- Внешний вид - порошок серого цвета различных оттенков;
- Насыпная плотность - 800-1200 кг/м³;
- Влажность не более 2%;
- Остаток на сите с сеткой №0315 не более 1,0%.
Исследования, выполненные Омским «Союздорнии» и АО «КаздорНИИ» показали, что в сравнении с другими известными добавками (Ренолит, Geosta, Perma-Zyme) применение Nicoflok обеспечивает возрастание предела прочности на сжатие, предела прочности на растяжение при изгибе, модуля упругости в сравнении с обычным цементогрунтом. Следует отметить, что испытания, проведенные Военной академией тыла и транспорта, показали, что цементогрунт с данной добавкой обладает повышенной адгезией к битуму (напряжение на отрыве составило от 0,12 МПа для низковязких битумов и до 0,25 МПа для высоковязких).
Технология укрепления грунтов
- Наиболее рационально применение состава при производстве цементогрунтовой смеси в грунтосмесительной установке. Состав вводится в грунт при влажности близкой к оптимальной вместе с цементом, производится перемешивание и полученная смесь транспортируется к месту укладки.
- Укладка, планировка и уплотнение смеси проводится при влажности, обеспечивающей схватывание цемента. Время от момента получения смеси до её окончательного уплотнения не должно превышать 2 часов.
- Показатели прочности на сжатие в возрасте 28 суток относятся к I классу прочности. При укреплении песчаных грунтов модуль упругости конструктивного слоя дорожной одежды составляет 800-1100 МПа. При укреплении суглинистых грунтов - 600-800 МПа.
В Нижегородской области ещё в 2007 году были начаты экспериментальные работы по строительству опытных участков автомобильных дорог IV и V технических категорий в Шатковском, Шарангском, Борском, Сокольском и Городецком районах без традиционных конструктивов из песка и щебня. Предпочтение было отдано использованию полимер- и гидро-полимер-цемент-грунтовым материалам. В Новосибирской области технология Nicoflok на сегодняшний день не применялась в связи с отсутствием каких-либо данных по её применению в климатических условиях региона, а так же отсутствием достаточной нормативной базы.
Содержание и объёмы выполненных исследований
- Архивный поиск и изучение литературы и уже выполненных научно-исследовательских работ по настоящей теме.
- Отбор проб грунта нарушенной структуры с земляного полотна разных участков автодорог.
- Приготовление образцов обработанных и необработанных стабилизаторами Perma-Zyme 11 X и Underbold, а так же обработанных и необработанных полимерной добавкой Nicoflok с добавлением цемента при оптимальной влажности и в водонасыщенном состоянии.
- Лабораторные исследования физико-механических свойств грунтовых смесей.
- Камеральная обработка результатов.
- Составление отчета.
Грунтовые условия предоставленных участков автодорог
В соответствии с техническим заданием, необходимо провести испытания дорожных одежд на пяти видах грунта наиболее распространенных в дорожном строительстве Новосибирской области. Поэтому, по настоящей теме планировалось оценить эффективность применения стабилизаторов в грунтовых условиях следующих автодорог:
- а/д "Инская-Барышево-Садовод" (км 8 - км 20);
- а/д "109 км а/д К-16 Буготак-Репьево";
- а/д "370 км а/д К-17р - Калиновка" (км 5 - км 10);
- а/д "Убинское-Асенкритово" (км 1 - км 5);
- а/д "Баган-Ивановка-Подольск" (карьер).
Участок автомобильной дороги "Инская-Барышево-Садовод"
Отбор грунта для испытания дорожных одежд происходил на 155 ПК. Несмотря на то, что автодорога находится в достаточно высокой насыпи 1,0 - 1,5 м, с обеспеченным водоотводом, она имеет асфальтобетонное покрытие на щебеночном основании, её состояние следует признать неудовлетворительным. Автодорога разрушена многочисленными пучинами и впадинами глубиной до полуметра.
Главной причиной разрушений, на наш взгляд, является слабый рабочий слой земляного полотна, вскрытый через обочину и сложенный суглинко м полутвердой консистенции, черного цвета, с содержанием органики 4%. Данный грунт потенциально пучиноопасен и подвержен набуханию, что и подтверждено нашими исследованиями и работами по расчету оснований.
В холодный период года, при промерзании грунтов земляного полотна, прошел процесс морозного пучения, разрушивший асфальтобетонное покрытие. Через трещины в разрушенном покрытии автомобильной дороги талые и дождевые воды попадали на грунт рабочего слоя земляного полотна. При отсутствии дренажного слоя грунт земляного полотна размок, и под нагрузкой выдавился наружу через разрушенное покрытие.
Участок автомобильной дороги "109 км а/д К-16 Буготак-Репьево"
Отбор грунта для испытания дорожных одежд происходил на 55 ПК. Автодорога находится в насыпи высотой 1,0 - 1,5 м, с обеспеченным водоотводом, имеет переходное щебеночное покрытие, которое на момент отбора грунта практически полностью втоплено в грунт рабочего слоя земляного полотна.
Рабочий слой земляного полотна, вскрытый через обочину представлен суглинком полутвердой консистенции, бурого цвета с вкраплениями органики 2%. Данный грунт является слабым и не рекомендуется для отсыпки земляного полотна. В процессе эксплуатации через фильтрующий щебеночный слой покрытия атмосферная вода беспрепятственно попадала к грунтам земляного полотна. Вследствие замачивания произошла потеря прочности грунта, что привело к втапливанию щебеночного покрытия.
Участок автомобильной дороги "Убинское-Асенкритово"
Отбор проб для испытания дорожных одежд происходил на ПК 6+70. Земляное полотно данной автодороги представлено легкой глиной темно коричневого цвета, твердой консистенции, с карбонатными конкрециями и включением шлака.
Участок автомобильной дороги "370 км а/д К-17р - Калиновка"
Отбор проб грунта для испытания дорожных одежд произведен в проектном карьере. Земляное полотно данной автомобильной дороги представлено супесью песчанистой твердой консистенции.
По каждому из перечисленных участков проведены лабораторные исследования следующих грунтов и грунтовых смесей:
- грунт естественной влажности (текущее состояние в земляном полотне авомобильной дороги);
- грунт в водонасыщенномсостоянии;
- грунт + стабилизатор Perma-Zyme 11X при естественной влажности;
- грунт + стабилизатор Perma-Zyme 11X в водонасыщенном состоянии;
- грунт + стабилизатор Underbold при естественной влажности;
- грунт + стабилизатор Underbold в водонасыщенном состоянии;
- грунт + цемент при естественной влажности;
- грунт + цемент в водонасыщенном состоянии.
Все грунты и смеси испытаны по показателям прочности, морозоустойчивости и водоустойчивости.
Результаты лабораторных испытаний
Номенклатура грунта: глина легкая, пылеватая, твердой консистенции, непросадочная, средненабухающая.
Результаты испытаний грунтовых смесей представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты испытания грунта земляного полотна автомобильной дороги "УбинскоеАсенкритово"
Характеристика
испытуемых образцов | Грунт + цемент
Среднее значение параметров | Грунт + цемент + Nicoflok
Среднее значение параметров | |
---|---|---|---|
Плотность ρ, г/см³ | 2,02 | 2,01 | |
Плотность сухого ρd, г/см³ | 1,74 | 1,73 | |
Влажность W | 0,16 | 0,16 | |
Коэффициент пористости e | 0,569 | 0,578 | |
Степень влажности SR | 0,77 | 0,76 | |
Относительная набухаемость εн по СНиП 2.02.05-85* | <0,01 ненабухающий | <0,01 ненабухающий | |
Относительное морозное пучение εм.п. по СНиП 2.02.05-85* | <0,01 непучинистый | <0,01 непучинистый | |
Удельное сцепление C, МПа | Ест. сост. | - | - |
Вод. сост. | - | - | |
Угол внутреннего трения φ, град. | Ест. сост. | 41,3 | 42,4 |
Вод. сост. | 40,0 | 42,4 | |
Модуль деформации E, МПа | Ест. сост. | 46 | 53 |
Вод. сост. | 46 | 53 | |
Модуль упругости Eупр, МПа | Ест. сост. | 115 | 135 |
Вод. сост. | 115 | 135 |
Примечание: При испытании грунтов с добавлением цемента получены высокие значения угла внутреннего трения φ за счет низких значений удельного сцепления C (закон Кулона). В связи с этим значения удельного сцепления не указаны, в расчетах принимать C=0.
Анализируя таблицу 1, можно выявить улучшение характеристик грунтов за счет применения стабилизаторов. Но стоит отметить, что при применении цемента, увеличение прочностных и деформационных характеристик более существенно.
Номенклатура грунта: супесь песчанистая, твердой консистенции, непросадочная.
Результаты испытаний грунтовых смесей представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Результаты испытания грунта земляного полотна автомобильной дороги "370 км а/д К-17р - Калиновка"
Характеристика
испытуемых образцов | Грунт + цемент
Среднее значение параметров | Грунт + цемент + Nicoflok
Среднее значение параметров | |
---|---|---|---|
Плотность ρ, г/см³ | 1,93 | 1,92 | |
Плотность сухого ρd, г/см³ | 1,72 | 1,71 | |
Влажность W | 0,12 | 0,12 | |
Коэффициент пористости e | 0,561 | 0,569 | |
Степень влажности SR | 0,58 | 0,57 | |
Относительная набухаемость εН по СНиП 2.02.05-85* | <0,01 ненабухающий | <0,01 ненабухающий | |
Относительное морозное пучение εм.п. по СНиП 2.02.05-85* | <0,01 непучинистый | <0,01 непучинистый | |
Удельное сцепление C, МПа | Ест. сост. | - | - |
Вод. сост. | - | - | |
Угол внутреннего трения φ, град. | Ест. сост. | 60,2 | 66,6 |
Вод. сост. | 56,4 | 61,9 | |
Модуль деформации E, МПа | Ест. сост. | 148,0 | 155,8 |
Вод. сост. | 134,6 | 139,6 | |
Модуль упругости Eупр, МПа | Ест. сост. | 296 | 322 |
Вод. сост. | 247 | 322 |
Примечание: При испытании грунтов с добавлением цемента получены высокие значения угла внутреннего трения φ за счет низких значений удельного сцепления C (закон Кулона). В связи с этим значения удельного сцепления не указаны, в расчетах принимать C=0.
Анализируя таблицу 2, можно так же выявить улучшение характеристик грунтов за счет применения стабилизаторов. Следует отметить, что прочностные и деформационные характеристики грунта данного типа (супесь песчанистая) значительно выше характеристик грунта с автомобильной дороги "Убинское - Асенкритово" (глина твердая, см. табл. 1). Данный тип грунта наиболее подходящий для отсыпки земляного полотна автодорог.
Номенклатура грунта: супесь песчанистая, твердой консистенции.
Результаты испытаний грунтовых смесей представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Результаты испытания грунта земляного полотна автомобильной дороги "Баган-Ивановка-Подольск"
Характеристика испытуемых образцов | Грунт + цемент
Среднее значение параметров | Грунт + цемент + Nicoflok
Среднее значение параметров | |
---|---|---|---|
Плотность ρ, г/см³ | 1,99 | 2,00 | |
Плотность сухого ρd, г/см³ | 1,76 | 1,77 | |
Влажность W | 0,13 | 0,13 | |
Коэффициент пористости e | 0,528 | 0,522 | |
Степень влажности SR | 0,66 | 0,67 | |
Относительная набухаемость εН по СНиП 2.02.05-85* | <0,01 ненабухающий | <0,01 ненабухающий | |
Относительное морозное пучение εм.п. по СНиП 2.02.05-85* | <0,01 слабопучинистый | <0,01 слабопучинистый | |
Удельное сцепление C, МПа | Ест. сост. | - | - |
Вод. сост. | - | - | |
Угол внутреннего трения φ, град. | Ест. сост. | 52,4 | 52,2 |
Вод. сост. | 53,5 | 52,7 | |
Модуль деформации E, МПа | Ест. сост. | 98,7 | 148,0 |
Вод. сост. | 98,7 | 148,0 | |
Модуль упругости Eупр, МПа | Ест. сост. | 296 | 308 |
Вод. сост. | 285 | 296 |
Примечание: При испытании грунтов с добавлением цемента получены высокие значения угла внутреннего трения φ за счет низких значений удельного сцепления C (закон Кулона). В связи с этим значения удельного сцепления не указаны, в расчетах принимать C=0.
Анализ таблицы 3 показал, что грунты с автомобильной дороги "Баган-Ивановка-Подольск" и автомобильной дороги "370 км а/д К-17р - Калиновка" имеют схожие физико-механические свойства и идентичны по номенклатуре, следовательно, при дальнейшей обработке результатов испытаний эти грунты можно определить в единую геоморфологическую группу.
Номенклатура грунта: суглинок полутвердой консистенции, легкий, пылеватый, черного цвета, с содержанием органики 4%.
Результаты испытаний грунтовых смесей представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Результаты испытания грунта земляного полотна автомобильной дороги "Инская-Барышево-Садовод"
Характеристика испытуемых образцов | Грунт + цемент
Среднее значение параметров | Грунт + цемент + Nicoflok
Среднее значение параметров | |
---|---|---|---|
Плотность ρ, г/см³ | 1,79 | 1,77 | |
Плотность сухого ρd, г/см³ | 1,50 | 1,49 | |
Влажность W | 0,19 | 0,19 | |
Коэффициент пористости e | 0,567 | 0,577 | |
Степень влажности SR | 0,79 | 0,77 | |
Относительная набухаемость εН по СНиП 2.02.05-85* | <0,01 ненабухающий | <0,01 ненабухающий | |
Относительное морозное пучение εм.п. по СНиП 2.02.05-85* | <0,01 непучинистый | <0,01 непучинистый | |
Удельное сцепление C, МПа | Ест. сост. | - | - |
Вод. сост. | - | - | |
Угол внутреннего трения φ, град. | Ест. сост. | 53,0 | 53,5 |
Вод. сост. | 52,6 | 52,9 | |
Модуль деформации E, МПа | Ест. сост. | 82,7 | 103,3 |
Вод. сост. | 82,7 | 82,7 | |
Модуль упругости Eупр, МПа | Ест. сост. | 155 | 182 |
Вод. сост. | 103 | 124 |
Примечание: При испытании грунтов с добавлением цемента получены высокие значения угла внутреннего трения φ за счет низких значений удельного сцепления C (закон Кулона). В связи с этим значения удельного сцепления не указаны, в расчетах принимать C=0.
Анализ таблицы 4 показал, что стабилизаторы улучшают прочностные и деформационные характеристики грунтов. Но в целом характеристики грунта низкие, что объясняет состояние автодороги на сегодняшний день. Данный грунт - гумусированный, с содержанием органики, не подходит для отсыпки земляного полотна. В подобных грунтовых условиях рекомендуется вскрывать гумусированный слой и использовать грунты без органических включений.
Номенклатура грунта: суглинок полутвердой консистенции, легкий, пылеватый, бурого цвета с вкраплениями органики 2%.
Результаты испытаний грунтовых смесей представлены в таблице 5.
Таблица 5 - Результаты испытания грунта земляного полотна автомобильной дороги "109 км а/д К16 Буготак-Репьево"
Характеристика испытуемых образцов | Грунт + цемент
Среднее значение параметров | Грунт + цемент + Nicoflok
Среднее значение параметров | |
---|---|---|---|
Плотность ρ, г/см³ | 1,84 | 1,82 | |
Плотность сухого ρd, г/см³ | 1,56 | 1,54 | |
Влажность W | 0,18 | 0,18 | |
Коэффициент пористости e | 0,513 | 0,532 | |
Степень влажности SR | 0,71 | 0,62 | |
Относительная набухаемость εН по СНиП 2.02.05-85* | <0,01 ненабухающий | <0,01 ненабухающий | |
Относительное морозное пучение εм.п. по СНиП 2.02.05-85* | <0,01 непучинистый | <0,01 непучинистый | |
Удельное сцепление C, МПа | Ест. сост. | - | - |
Вод. сост. | - | - | |
Угол внутреннего трения φ, град. | Ест. сост. | 51,3 | 53,7 |
Вод. сост. | 48,7 | 52,4 | |
Модуль деформации E, МПа | Ест. сост. | 62,0 | 62,0 |
Вод. сост. | 41,3 | 49,6 | |
Модуль упругости Eупр, МПа | Ест. сост. | 207 | 248 |
Вод. сост. | 124 | 207 |
Примечание: При испытании грунтов с добавлением цемента получены высокие значения угла внутреннего трения φ за счет низких значений удельного сцепления C (закон Кулона). В связи с этим значения удельного сцепления не указаны, в расчетах принимать C=0.
Анализ таблицы 5 показал, что грунты с автомобильной дороги "109 км а/д К-16 Буготак-Репьево" и автомобильной дороги "Инская-Барышево-Садовод" имеют схожие физико-механические свойства, идентичны по номенклатуре и незначительно отличаются содержанием органический веществ, следовательно, при дальнейшей обработке результатов эти грунты можно определить в единую геоморфологическую группу.
Сводная ведомость полученных результатов
Результаты всех лабораторных работ представлены в сводной ведомости, представленной в таблице 6.
Таблица 6. Сводная ведомость прочностных и деформационных характеристик грунтов.
Добавки/Грунты | Грунт + цемент
Среднее значение параметров | Грунт + цемент + Nicoflok
Среднее значение параметров | ||
---|---|---|---|---|
Глина легкая, пылеватая, твердой консистенции, непросадочная. (а/д "Убинское - Асенкритово") | Wопт | C | - | - |
φ | 41,3 | 42,4 | ||
Еупр | 115 | 135 | ||
εН | <0,01 | <0,01 | ||
εм.п. | 0,01 | 0,01 | ||
Wвод | C | - | - | |
φ | 40,0 | 42,4 | ||
Еупр | 115 | 135 | ||
Супесь песчанистая, твердой консистенции, непросадочная. (а/д "370 км а/д К17р - Калиновка") | Wопт | C | - | - |
φ | 60,2 | 66,6 | ||
Еупр | 296 | 322 | ||
εН | <0,01 | <0,01 | ||
εм.п. | 0,027 | 0,02 | ||
Wвод | C | - | - | |
φ | 56,4 | 61,9 | ||
Еупр | 247 | 322 | ||
Супесь песчанистая, твердой консистенции, непросадочная. (а/д "БаганИвановка-Подольск") | Wопт | С | - | - |
φ | 52,4 | 52,2 | ||
Еупр | 296 | 308 | ||
εН | <0,01 | <0,01 | ||
εм.п. | 0,02 | 0,02 | ||
Wвод | С | - | - | |
φ | 53,5 | 52,7 | ||
Еупр | 285 | 296 | ||
Суглинок легкий, пылеватый, полутвердой консистенции, с содержанием органики 4%. (а/д "ИнскаяБарышево-Садовод") | Wопт | С | - | - |
φ | 53,0 | 53,5 | ||
Еупр | 155 | 182 | ||
εН | <0,01 | <0,01 | ||
εм.п. | <0,01 | <0,01 | ||
Wвод | С | - | - | |
φ | 52,6 | 52,9 | ||
Еупр | 103 | 124 | ||
Суглинок легкий, пылеватый, полутвердой консистенции, с содержанием органики 2%. (а/д "109 км а/д К16 Буготак-Репьево") | Wопт | С | - | - |
φ | 51,3 | 53,7 | ||
Еупр | 207 | 248 | ||
εН | <0,01 | <0,01 | ||
εм.п. | <0,01 | <0,01 | ||
Wвод | С | - | - | |
φ | 48,7 | 52,4 | ||
Еупр | 124 | 207 |
Примечание: 1) Wопт - оптимальная влажность; Wвод - полное водонасыщение; 2) C - удельное сцепление (МПа); >Еупр - модуль упругости (МПа); φ - угол внут реннего трения (град); εм.п. - относительная набухаемость; εм.п. - относительная пучинистость.
Большинство смесей при увлажнении до оптимальной влажности и уплотнении до максимальной плотности имеют степень водонасыщения, близкую к единице (SR≈1) и при полном водонасыщении не принимают воду. К тому же в этом случае характеристики грунтов в естественном и водонасыщенном состояниях схожи и изменяются в пределах допустимого разброса в ту или иную сторону. Поэтому для таких смесей было принято решение вести дальнейшую статистическую обработку результатов испытаний совместно для естественного и водонасыщенного состояний. Это распространяется и на смеси, содержащие цемент, т.к. вода не ухудшает свойства грунта имеющего прочные цементные связи частиц.
Объединение участков автомобильных дорог по геоморфологическим условиям. Статистическая обработка результатов
Все исследованные грунтовые условия, можно отнести к трем инженерно-геологическим районам - Чано-Кулундинской области, Колывань-Томской области и Барабинской области. Участки автомобильной дороги "Баган-Ивановка-Подольск" и автомобильной дороги "370 км а/д К-17р - Калиновка" (супесь песчанистая) относятся к Чано-Кулундинской инженерногеологической области. Данный район распространяется на западную и югозападную части Новосибирской области, включает в себя такие населенные пункты как Татарск, Баган, Карасук и др.
В геологическом строении верхней части разреза приняли участие миоценплицеоновые озерно-аллювиальные отложения павлодарской свиты, средне-верхнеплецеоновые аллювиальные отложения кулундинской и чановской свит, средне-верхнечетвертичные аллювиальные отложения касмалинской свиты и озерно-аллювиальные отложения карасукской свиты. Во многих районах верхняя часть разреза образована субаэральными верхнечетвертичными отложениями. Для них характерны супесчано-суглинистый состав и непостоянная мощность зоны аэрации: на повышенных участках она составляет 5-10 м, а в замкнутых понижениях уменьшается до 3 м. Эти отложения представлены карбонатными желто-бурыми и пылеватосерыми суглинками и супесями. Значительные площади здесь с поверхности сложены мелкими и пылеватыми песками.
Участки автомобильной дороги "109 км а/д К-16 Буготак-Репьево" и автомобильной дороги "Инская-БарышевоСадовод" (суглинок легкий, пылеватый) относятся к Колывань-Томской инженерно-геологической области. Данный район распространяется к востоку от г.Новосибирск, и включает в себя такие населенные пункты как Тогучин, Барышево, Репьево, Искитим, Буготак, Сузун и др. Верхняя часть разреза представлена лессовыми суглинками и супесями, перекрывающими отложения краснодубровской и тайгинской свит, т.е. являющими собой зону аэрациии и облессования отложений этих свит. В западных районах области в составе покровных грунтов преобладают лессовые супеси, легкие суглинки. В долине р.Иня и её притоков распространены верхнечетвертичные аллювиальные отложения трех надпойменных террас.
Комплекс отложений третьей надпойменной террасы мощностью 40 м представлен русловый аллювием (галечник, песок) в основании и глинистыми отложениями в верхней части разреза. Аллювиальные отложения второй надпойменной террасы имеют двучленное строение: внизу - гравий, пески крупной фракции, вверху - глинистые пойменные фракции. Аллювий первой надпойменной террасы также представлен русловой и пойменной фракциями, а у малых рек внутреннего стокаотложения первой террасыпреимущественно глинистые.
Участок автомобильной дороги "Убинское - Асенкритово" (глина легкая) относится к Барабинской инженерно-геологической области. Данный район расположен в северной и центральной (Барабинская равнина) частях Новосибирской области, и включает в себя такие населенные пункты как Барабинск, Убинское, Каргат, Чулым и др.
В геологическом строении верхней части разреза принимают участие верхнеплеоценовые отложения кочковской свиты, нижнее-среднечетвертичные отложения федосовской свиты, верхнечетвертичные покровные лессовые отложения грив, аллювиально-озерные отложения карасукской свиты, современные озерноболотныеотложения и аллювиальные отложения речных долин. Отложения кочковской свиты в данной области представлены двумя пачками: нижней песчаной - "каргатской" и верхней глинистой "убинской", вышележащая "убинская" пачка представлена темно-бурыми, черными комковатыми карбонатными глинами и тяжелыми суглинками общей мощностью до 10-15 м.
На глинах кочковской свиты залегают субаквальные отложения федосовской свиты, представленные серыми, голубовато-серыми иловатыми суглинками и глинами. Субаэральные покровные отложения слагают верхнюю часть разреза области, представлены желто-бурыми лессовыми суглинками мощностью от 1,0 до 5 м. Статистическая обработка результатов исследования на основании инженерно-геологического районирования приведена в таблице 7. Характеристики, полученные при водонасыщенном и естественном состояниях, обрабатывались совместно.
Таблица 7 - Нормативные и расчетные характеристики грунтовых смесей
Добавки/Грунты | Количество определений n, шт. | Грунт + цемент
Среднее значение параметров | Грунт + цемент + Nicoflok
Среднее значение параметров | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Супесь песчанистая Чано-Кулундинской инженерногеологической области. (Карасук, Баган) | Wопт | CН/CI | 6 | - | - | |
φН/φI | 6 | 55,6/51,5 | 58,4/51,8 | |||
EН/EI | 6 | 281/254 | 312/297 | |||
Wвод | CН/CI | 6 | - | - | ||
φН/φI | 6 | 55,6/51,5 | 58,4/51,8 | |||
EН/ EI | 6 | 281/254 | 312/297 | |||
Суглинок легкий, пылеватый КолываньТомской инженерногеологической области. (Барышево, Репьево, Плотниково) | Wопт | CН/CI | 6 | - | - | |
φН/φI | 6 | 51,4/49,1 | 53,1/52,4 | |||
EН/ EI | 6 | 178/149 | 215/170 | |||
Wвод | CН/CI | 6 | - | - | ||
φН/φI | 6 | 51,4/49,1 | 53,1/52,4 | |||
EН/ EI | 6 | 113,5/99,3 | 165,5/109,2 | |||
Глина легкая Барабинской инженерногеологической области. (Убинка, Каргат, Чулым) | Wопт | CН/ CI | 6 | - | - | |
φН/φI | 6 | 40,7/39,8 | 41,7/40,8 | |||
EН/ EI | 6 | 107,5/97,3 | 127,5/117,3 | |||
Wвод | CН/CI | 6 | - | - |
Примечание: 1) в числителе - нормативное значение, в знаменателе - расчетное значение характеристики; 2) С - удельное сцепление (МПа); Е - модуль упругости (МПа); φ - угол внутреннего трения (град).
Технологический регламент на устройство земляного полотна с применением полимерной добавки Nicoflok
Устройство рабочего слоя земляного полотна с применением полимерной добавки Nicoflok и использованием в качестве ведущей машины смесительной установки следует использовать по следующему технологическому регламенту:
Технологический регламент
№ пп | Наименование технологического процесса | Состав процесса | Основные параметры процесса | Используемые материалы | Инструменты, приспособления, средства механизации |
---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Подготовительные работы | |||||
1 | Профилирование тела насыпи с откосами | Профилирование тела насыпи с откосами | Доведение всех поверхностей до проектного уклона | - | Автогрейдер, рейка для замера уклонов |
2 | Разбивочные работы | Разбивка планово-высотных точек | Установка высотных кольев на поперечниках через 20-25 м в характерных местах согласно проектным отметкам оси и бровок земляного полотна | Деревянные или металлические колья | Нивелир, визирки, рейка, рулетка |
Основные работы | |||||
3 | Внесение минеральных добавок | Внесение минерального вяжущего и полимерной добавки в грунт | Процентное содержание минерального вяжущего принимается по проекту, в зависимости от требуемых характеристик полимерно-грунто-цементной смеси (5-10% от массы грунта); норма расхода полимерной добавки Nicoflok составляет 0,5-1,0% от массы грунта (принимается по проекту). | Цемент, полимерная добавка Nicoflok | Стационарная грунтосмесительная установка |
4 | Отсыпка слоя грунта | Доставка и отсыпка грунта | Отсыпка осуществляется с расчетным шагом в зависимости от толщины укладываемого слоя (с учетом коэффициента уплотнения) и объема кузова автосамосвала | Грунт | Автосамосвалы |
Разравнивание грунта | Выравнивание отсыпанного грунта по выставленным высотным кольям с учетом коэффициента уплотнения | - | Автогрейдер | ||
Доувлажнение или сушка грунта | Доведение грунта до оптимальной влажности | Вода | Поливомоечная машина | ||
5 | Профилирование рабочего слоя насыпи | Профилирование рабочего слоя насыпи | Придание поверхности насыпи проектных уклонов | - | Автогрейдеры |
6 | Уплотнение | Уплотнение уложенного слоя | Доведение плотности рабочего слоя земляного полотна до проектной плотности с учетом коэф.упл. 0,95-0,99 | Катки комбинорованные | |
7 | Профилирование рабочего слоя земляного полотна | Профилирование рабочего слоя земляного полотна | Окончательное доведение поверхности насыпи до проектных отметок | - | Автогрейдеры |
Примечание: после укладки слоя необходимо устраивать технологический перерыв не менее 7 суток для набора прочности минерального вяжущего и полимерной добавки.
Сдаточно-приемочные испытания уложенных грунтовых смесей
Качество уложенной грунтовой смеси контролируется по истечении 28 суток после укладки слоя по следующим параметрам:
- Плотность рабочего слоя земляного полотна должна равняться максимальной плотности ρmax с учетом коэффициента уплотнения (k=0,95-0,99 для земляного полотна). Контроль плотности включает в себя следующее:
- отбор пробы грунта нарушенной структуры;
- определение максимальной плотности;
- отбор проб грунта ненарушенной структуры (кольца) для определения фактической плотности.
- Значения прочностных и деформационных характеристик: удельного сцепления c, угла внутреннего трения φ и модуля упругости Eупр - должны быть не менее указанных в таблице 6. Контроль прочностных и деформационных характеристик грунта включает в себя следующее:
- отбор грунта нарушенной структуры;
- приготовление 6 образцов (колец);
- определение деформационных характеристик;
- сравнение полученных результатов со значениями, приведенными в таблице 7.
Заключение
На данном этапе работ произведен анализ технической литературы, включая зарубежный опыт применения в дорожном строительстве добавок Perma-Zyme 11 X, Underbold и Nicoflok. Проведены лабораторные испытания по показателям прочности, морозоустойчивости и водоустойчивости стабилизированных грунтов. Разработаны технологические регламенты применения добавок Perma-Zyme 11 X, Underbold, и Nicoflok.
В ходе сравнительных испытаний стабилизаторов Perma-Zyme 11X, Underbold и Nicoflok прослеживается улучшение прочностных, деформационных характеристик, а так же характеристик морозоустойчивости и водоустойчивости.
Наиболее высокие характеристики наблюдаются у смеси грунт + цемент + полимерная добавка Nicoflok.