Расчет нежестких дорожных одежд

Согласно общепринятой классификации, нежесткими дорожными одеждами принято называть покрытия, состоящие не из одного, а из множества видов дегтебетонов, а также из слабосвязанных частиц грунта (гравий, щебень и им подобные), скреплённых между собой посредством цементного раствора, битума либо схожих по своим вяжущим свойствам субстанций. Как правило, такие одежды имеет смысл накладывать на дороги IV категории либо использовать в качестве стадийного строительства при возведении дорог II категории по классификации Росавтодора. Исходная толщина покрытия составляет 5-8 см. Окончательная толщина определяется в процессе расчета основания.

При обустройстве нежестких одежд переходного типа допускается упрощение дорожной конструкции с целью сокращения первоначальных финансовых затрат (при наличии весомого обоснования). Движение транспорта по таким дорогам следует ограничивать в зимний период.

Согласно ОДН 218.046 – 01, при расчете дорожных одежд переходного типа можно принимать в расчёт возможность использования не только зернистых материалов, но также известняков, дресвы и даже ракушечника. В случае необходимости повысить несущие способности дорожного покрытия, материалы обрабатываются вяжущими субстанциями. На сложных отрезках с неоднородным грунтом использование перечисленных материалов без надлежащей обработки вяжущим веществом недопустимо: такая дорога не будет принята в эксплуатацию.

В ходе расчета оснований нежестких дорожных одежд инженеры стараются вычислить сопротивляемость полотна остаточным деформациям, его приблизительный срок эксплуатации, а также длительность межремонтного промежутка. Методика расчета включает в себя оценку сопротивляемости нагрузкам всей дорожной конструкции в целом, а также устойчивость к деформациям отдельных её слоёв (в этом случае применяются формулы из теории упругости).

Несмотря на временность обустраиваемых конструкций (в подавляющем большинстве случаев), расчет дорожных одежд всегда производится с учётом определённого уровня надёжности (под этим значением обычно понимают вероятность безотказного функционирования покрытия в течение всего межремонтного периода). При ошибке в расчете оснований может произойти преждевременный отказ конструкции с проявлением глубокой колейности, трещиноватости и поперечных неровностей.

Помимо расчета дорожных одежд на прочность, дорожно-строительными инженерами высчитывается статическое и динамическое напряжение в конструктивных слоях. Для этого нередко прибегают к штамповым испытаниям, а также к приближенным методам, базирующимся на упрощённых схемах расчёта. Схема определяется искомой расчётной характеристикой. Более подробно с алгоритмами расчётов можно ознакомиться в ОДН 218.046 – 01.

По завершении расчета дорожных одежд на руках у подрядчика оказывается широкий перечень данных, существенно облегчающих дальнейшее проектирование и строительство. От качества проведения расчётных работ напрямую зависит качество дорожного покрытия и расходы на его строительство.