Новая трасса Петербург-Москва: генеральные планы дорожной кампании на 2015 год

22.04.2013 Новая трасса Петербург-Москва: генеральные планы дорожной кампании на 2015 год

Совсем недавно питерский Автодор анонсировал скорый старт нового конкурса, призванного найти подрядчиков и инвесторов на строительство протяженного участка трассы Петербург-Москва, который бы смог дублировать старую магистраль, не отвечающую современным реалиям.

Проект, который уже вступил в пору реализации – пока только со стороны столицы, будет начат в 2015 году. А вот 2013-214 годы будут потрачены на то, чтобы подыскать инвесторов и разработать схему, которая бы не оставила обиженным ни Автодор, ни организации, финансирующие постройку, ни автомобилистов – ведь предполагается, что новая магистраль будет платной.

Немного сухих цифр

Планируемая от самой границы Петербурга трасса будет иметь протяженность в 138 километров, причем первая четверть будет шестиполосной. Дальше от города она превратится в четырехполосное скоростное шоссе, которое соединится со старой трассой Москва-Петербург, объезжая, таким образом, наиболее проблемные, традиционно «пробочные и аварийные» участки.

Всего на строительство будет затрачено порядка 90 млрд. рублей, из которых четверть будет вкладывать потенциальный инвестор. Сообразно вкладу будет распределяться и прибыль: из расчетных 2,5 рублей за километр, взимаемых с водителя за каждый километр по трассе, примерно четверть (или чуть больше) будет уходить инвестору с условием, что часть денег отправится в фонд на эксплуатацию дороги и поддержание её в порядке.

Проводя предварительное проектирование Петербург, в лице Автодора, отметил примерно полсотни путепроводов, 3 развязки и один тоннель, которые будут располагаться на маршруте в дополнение к, конечно, пунктам контроля и оплаты, в начале и в конце маршрута.

Необходимость в создании новой магистрали очевидна

Это замечание представителей Автодора и правда не вызывает сомнений. Старое шоссе Петербург-Москва, рассчитанное на суточный трафик в 30-40 тысяч машин, явно не выдерживает полутора сотен тысяч автомобилей, ежедневно проезжающих в обе стороны. Более того, попытки снизить загруженность на наиболее проблемных направлениях уже сделаны – например, объезд участка дороги в районе города Вышний Волочок.

Три развязки (в районе КАД, трассы А-120 и трассы «Россия») и вовсе позволят разгрузить направление до приемлемого размера трафика в 50-60 тыс. автомобилей в сутки.

Финансовая сторона вопроса

Хотя инвесторы уже проявили интерес к новому проекту Автодора, остается открытым вопрос о времени, которое позволит концессионерам выйти на рубеж хотя бы отбитых вложений. Автодором называется срок в 27 лет – но это при указанных тарифах, парковочной системе оплаты и контроля километража и расчетному объему трафика. Реальность может оказаться несколько более суровой, особенно если учесть, что размеры эксплуатационного фонда определяются пока не столько процентом от доли инвестора, сколько практической необходимостью. Думается, что расчет прибыли и сроков возврата инвестиций должны предварять расчет и испытания дорожных одежд. Последнее позволит – в идеале – сконструировать сберегающее дорожное полотно основание, что, само собой, гарантирует снижение расходов на ремонт трассы.

Остается надеяться, что проект, оживший в 2013 году (а начатый аж в 70-е годы прошлого века) будет реализован. Да и нетрадиционно суровые зимы последних лет как нельзя лучше способствуют активизации Автодора в качестве инициатора возрождение заснувшего более чем на десятилетие проекта дополнительной трассы между Петербургом и Москвой. Тем более что начало собственно строительству уже положено, пусть и со стороны столицы.