Внесение изменений в генеральные планы Санкт-Петербурга

06.06.2013

Генеральный план Санкт-Петербурга, принятый в 2005 году практически без участия собственников и арендаторов земли в городе и прилегающих территориях, остро нуждается в пересмотре. Многочисленные ошибки, недочеты и спорные моменты в планировке территорий Санкт-Петербурга начали всплывать практически сразу после принятия Генплана и его внедрения в градостроительную программу развития города, в 2008 и 2010 годах генеральные планы были частично пересмотрены, однако основные проблемы остались не решенными.

Генплан застройки и развития Санкт-Петербурга от 2005 года стал первым в постсоветской истории города, поэтому и требования к нему были соответствующими: прогноз развития и освоения территорий города впервые основывался на градостроительных нормативах, тенденциях планировки и застройки, мнения архитекторов и ответственных за благоустройство города лиц, а не на требованиях госплана. Но в таких демократичных условиях оказалось невозможным одновременно учесть интересы города, чиновников, собственников и арендаторов земельных участков, многие из которых даже не поучаствовали в обсуждении проекта будущего Генплана.

Проблемы городского планирования

Принятый в 2005 году Генплан создал неоднозначные условия для активного освоения, развития и реструктуризации многих территорий города:

  1. Большим территориям бывших сельскохозяйственных земель был присвоен статус жилых зон, мешающий комплексному инфраструктурному освоению этих участков. Полностью застраивать жилыми многоэтажками или частными домами эти территории бессмысленно, так как многолюдный жилой район такой площади не может функционировать без соответствующего инфраструктурного сопровождения. А строить инфраструктурные объекты в жилой зоне проблематично.
  2. Не обошлось без проблем и в планировании развития промышленных территорий Санкт-Петербурга. Многие расположенные в центре города промышленные объекты по Генплану были отнесены к промзонам, развитие которых допустимо только в контексте промышленного строительства и реконструкции. И хотя центр Петербурга стремится развиваться в соответствии со своей культурно-исторической значимостью, этому препятствует присвоенный территориям промышленный статус.
  3. Целый комплекс проблем связан с прерывистым расположением функциональных зон, соседствующих с земельными участками иного назначения. Также проблемными объектами считаются системообразующие предприятия, расположенные в центральной части города, но не соответствующие тенденциям развития Санкт-Петербурга как культурной столицы России с периферийным размещением производственных зон и объектов. Однако перемещению предприятий из центральной части города на окраины и в область, помимо прочих факторов, препятствуют правовые несостыковки территориального назначения земель согласно Генплану.

Каких изменений ждет город

Какого решения ждут чиновники, собственники и арендаторы питерских земель и нужно ли что-то менять в Генплане - вопрос спорный. Единого решения, которое могло бы удовлетворить интересы всех заинтересованных в активном территориальном развитии города лиц, не существует - чьи-то интересы всегда будут ущемлены в пользу другого, так как найти универсальный путь развития в сложившихся условиях уже невозможно. Однако мнение большинства сводится к необходимости пересмотра Генплана и внесении кардинальных изменений в документацию территориального планирования развития Санкт-Петербурга.

Нынешний Генплан открыто противоречит интересам города, и многие проекты, принятые в этом документе всего несколько лет назад, совершенно не актуальны в контексте нынешних тенденций территориального и инфраструктурного развития Санкт-Петербурга. Из-за алогичного зонирования земель многие инвестиционные проекты развития жилых, промышленных и других зон города отложены - даже перспективные и удачные решения городской планировки невозможно реализовать в условиях действующего Генерального плана.

Исходя из существующих проблем и ожиданий, Генплан Санкт-Петербурга нуждается в изменениях, которые позволят согласовать приостановленные проекты и более рационально вести дальнейшее территориальное проектирование - Петербург сможет активнее развиваться в соответствии с актуальными тенденциями освоения и реновации земель и объектов, а инвесторы будут привлечены более перспективными возможностями застройки и реорганизации объектов с разными функциями. Но реализовать это на практике возможно только при активном участии собственников и арендаторов, которые, впрочем, уже оценили ущерб от своего бездействия и теперь готовы активнее взаимодействовать с градостроительным комитетом и другими органами городской администрации.

Конечно, одного желания собственника или арендатора для изменения правового статуса городских территорий будет недостаточно. Но при совокупности нескольких условий пересмотр земельного зонирования должен стать возможным и необходимым. Если Генплан изменится навстречу интересам собственников и инвесторов, начнется активное развитие города, будут возобновлены приостановленные проекты, найдутся дополнительные инвестиции и рабочая сила для реализации долгожданных проектов по эффективному территориальному развитию и благоустройству Санкт-Петербурга.